Информирование застрахованных лиц

Порядок информирования застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов с 2013 года

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 242-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счет средств пенсионных накоплений») с 1 января 2013 г. ежегодное массовое информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в бумажной форме (в виде направления почтовых отправлений с извещениями ПФР) через подразделения ФГУП «Почта России» отменено.

Согласно ст.14 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ застрахованное лицо имеет право получить по своему обращению способом, указанным им при обращении, бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа с использованием информационно — телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Согласно ст.16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны бесплатно предоставлять один раз в год застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа с использованием информационно — телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Основные способы получения информации о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица:

  • при личном обращении застрахованного лица в территориальные органы ПФР по месту жительства или по месту работы с запросом о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее — Выписка из ИЛС) — Выписка из ИЛС выдается на бумажном носителе;
  • при личном обращении застрахованного лица в территориальные органы ПФР по месту жительства или по месту работы с запросом о предоставлении по почте сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица — Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее — Извещение из ИЛС) направляется почтовым отправлением на бумажном носителе;
  • письменный запрос застрахованного лица о предоставлении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, направленный почтовым отправлением в территориальный орган ПФР по месту жительства или по месту работы — Выписка из ИЛС или Извещение из ИЛС направляется почтовым отправлением на бумажном носителе;
  • электронный запрос услуги через Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее — ЕПГУ) после регистрации на ЕПГУ — Извещение из ИЛС формируется в электронной форме;
  • запрос застрахованного лица о предоставлении информации или электронный запрос услуги через кредитные организации, с которыми у Пенсионного фонда РФ заключены соглашения об информировании застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов через операциониста, устройства самообслуживания, банкоматы с использованием действующих банковских карт, интернет — банкинг — Извещение из ИЛС выдается на бумажном носителе или формируется в электронной форме.

Вид документа с информацией с лицевого счета гражданина

  • Выписка из ИЛС — документ на бумажном носителе или в электронной форме, содержащий полную информацию в отношении застрахованного лица с момента его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета в разрезе страхователей — плательщиков страховых взносов о суммах дохода, начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, периодах трудового и страхового стажа, в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, о размере расчетного пенсионного капитала по уплаченным и начисленным взносам. Выписка из ИЛС не содержит информации о месте размещения средств пенсионных накоплений (инвестиционный портфель государственной или частной управляющей компании, негосударственный пенсионный фонд), включая суммы уплаченных дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших из Федерального бюджета, а также о доходе от их инвестирования
    (  форма запроса выписки — СЗВ-2б ).
  • Извещение из ИЛС(1) — документ на бумажном носителе, содержащий информацию в отношении застрахованного лица в виде «письма счастья» и отличающийся от Выписки из ИЛС составом информации, а именно, отсутствием информации в разрезе страхователей — плательщиков страховых взносов о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, периодах страхового стажа, и наличием информации о месте размещения средств пенсионных накоплений, доходе от их инвестирования и сведениях о государственной поддержке формирования пенсионных накоплений с момента уплаты дополнительных страховых взносов. Извещение из ИЛС(1) формируется через Информационный центр персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ
    (  форма запроса на «письмо счастья» ).
  • Извещение из ИЛС(2) — документ на бумажном носителе или в электронной форме, содержащий информацию в отношении застрахованного лица и отличающийся от Выписки из ИЛС составом информации, а именно, кроме сведений в разрезе страхователей — плательщиков страховых взносов о начисленных суммах страховых взносов, об уплаченных суммах страховых взносов в виде фиксированного платежа и взносов в размере, определяемом из стоимости страхового года, периодах страхового стажа, Извещение из ИЛС(2) содержит информацию о месте размещения средств пенсионных накоплений, доходе от их инвестирования и сведения о государственной поддержке формирования пенсионных накоплений с момента уплаты дополнительных страховых взносов. Извещение из ИЛС(2) формируется через ЕПГУ и кредитные организации, с которыми Пенсионным фондом РФ заключены соглашения об информировании застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов (при обращении к операционисту кредитной организации). При получении информации в кредитных организациях через банкоматы, терминалы или интернет-банкинг Извещение из ИЛС(2) имеет модифицированный вид (усеченный состав информации).

Требования к документам для представления застрахованным лицам информации с лицевого счета

Согласно п.20,22 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2011 № 1572н (зарегистрирован в Минюсте России 21.05.2012, регистрационный номер 24264) (далее — Административный регламент от 19.12.2011 № 1572н) к запросу о предоставлении выписки (сведений) из индивидуального лицевого счета должны быть приложены заверенные в установленном законодательством порядке копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданного территориальным органом ПФР, и документа, удостоверяющего личность гражданина.

Заверение документов в установленном законодательством порядке может быть осуществлено:

  • в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779-Х (ред. От 08.12.2003) «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»
  •  в соответствии со ст.37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1)
  •  непосредственно нотариусом или лицом, исполняющим обязанности.

К содержанию...

Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов через Единый портал государственных и муниципальных услуг ( ЕПГУ )

Информирование застрахованных лиц также может осуществляться в электронной форме путем получения информации о состоянии индивидуального лицевого счета в виде Извещения из ИЛС(2) через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Для получения Извещения из ИЛС(2) застрахованному лицу необходимо зарегистрироваться на ЕПГУ и создать свой личный кабинет в соответствии с процедурой, предусмотренной на портале государственных и муниципальных услуг  (правый верхний угол, кнопка «Регистрация»).

Подробно процедура регистрации и способы получения государственных услуг представлены в виде обучающих видеороликов в Информационно-справочном разделе ЕПГУ.

Формирование Извещения из ИЛС(2) в форме электронного документа на ЕПГУ осуществляется в режиме онлайн.

Извещение из ИЛС(2) — документ на бумажном носителе или в электронной форме, содержащий информацию в отношении застрахованного лица и отличающийся от Выписки из ИЛС составом информации, а именно, кроме сведений в разрезе страхователей — плательщиков страховых взносов о начисленных суммах страховых взносов, об уплаченных суммах страховых взносов в виде фиксированного платежа и взносов в размере, определяемом из стоимости страхового года, периодах страхового стажа.

Извещение из ИЛС(2) содержит информацию о месте размещения средств пенсионных накоплений, доходе от их инвестирования и сведения о государственной поддержке формирования пенсионных накоплений с момента уплаты дополнительных страховых взносов.

К содержанию...

Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов через кредитные организации

На основании Временного порядка информирования от 03.12.2008 № 344п ПФР заключил с рядом кредитных организаций соглашения об информировании застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов:

  • ОАО «Сбербанк России»;
  • ОАО «Банк Уралсиб»;
  • «Газпромбанк» (ОАО);
  • ОАО «Банк Москвы»;
  • Банк ВТБ 24 (ЗАО).

Извещение из ИЛС(2) может быть получено на бумажном носителе через операциониста или через банкоматы указанных кредитных организаций, а также в электронной форме — через терминалы или интернет—банкинг. При получении информации через банкоматы, терминалы или интернет-банкинг Извещение из ИЛС(2) имеет модифицированный вид (усеченный состав информации).

Извещение из ИЛС(2) — документ на бумажном носителе или в электронной форме, содержащий информацию в отношении застрахованного лица и отличающийся от Выписки из ИЛС составом информации, а именно, кроме сведений в разрезе страхователей — плательщиков страховых взносов о начисленных суммах страховых взносов, об уплаченных суммах страховых взносов в виде фиксированного платежа и взносов в размере, определяемом из стоимости страхового года, периодах страхового стажа, Извещение из ИЛС(2) содержит информацию о месте размещения средств пенсионных накоплений, доходе от их инвестирования и сведения о государственной поддержке формирования пенсионных накоплений с момента уплаты дополнительных страховых взносов. Извещение из ИЛС(2) формируется через кредитные организации, с которыми Пенсионным фондом РФ заключены соглашения об информировании застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов (при обращении к операционисту кредитной организации). При получении информации в кредитных организациях через банкоматы, терминалы или интернет-банкинг Извещение из ИЛС(2) имеет модифицированный вид (усеченный состав информации).

Формирование Извещения из ИЛС(2) осуществляется в режиме онлайн.

Для получения информации ПФР застрахованным лицам — клиентам этих кредитных организаций необходимо обратиться с заявлением о получении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в территориальных подразделениях этих кредитных организаций (по мере внедрения технологии в кредитных учреждениях).

К содержанию...

Сводная таблица по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов

Способы подачи заявки Форма обращения Вид документа
(способ получения информации)
Сроки
исполнения
обращений
Личное обращение
застрахованного лица
в территориальный орган ПФР
(по месту жительства или
по месту работы)
Запрос застрахованного лица
о предоставлении выписки
из ИЛС, сведений о состоянии ИЛС
Выписка из ИЛС,
извещение о состоянии ИЛС
(выдается на  бумажном носителе)
10 дней
Письменный запрос
застрахованного лица,
направленный почтовым отправлением
в территориальный орган ПФР
(по месту жительства или
по месту работы)
Запрос застрахованного лица
о предоставлении сведений
о состоянии ИЛС
Выписка из ИЛС,
извещение о состоянии ИЛС
(направляется почтовым отправлением)
10 дней
Через Единый портал
государственных услуг
(www.gosuslugi.ru)
Электронный запрос услуги
(после регистрации
на портале государственных услуг)
Извещение о состоянии ИЛС
(в электронной форме)
В онлайн режиме
Через кредитные организации,
с которыми у ПФР заключены
соглашения об информировании
застрахованных лиц о состоянии ИЛС
(через операциониста,
устройства самообслуживания, банкоматы
с использованием действующих
банковских карт, интернет-банкинг)
Запрос застрахованного лица
о предоставлении информации

Электронный запрос услуги
Извещение о состоянии ИЛС
(выдается на бумажном носителе
или в электронной форме)
В онлайн режиме

К содержанию...

Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации