Изменения в законодательстве по персонифицированному учету с 01.01.2014 года

Перечень Федеральных законов

Приняты следующие Федеральные законы, которые внесли существенные изменения в законодательство по обязательному пенсионному страхованию с 2014 года:

  • от 04.12.2013 № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»;
  • от 21.12.2013 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды»;
  • от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
  • от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“ и отдельные законодательные акты РФ»;
  • от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда;
  • от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
  • от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • от 28.12.2013 № 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О трудовых пенсиях в РФ“ и статью 1 Федерального закона „О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан“, увеличивающий до 4,5 лет период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уходом за ребенком до достижения им полутора лет»;
  • от 28.12.2013 N 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Изменения в законодательстве по обязательному пенсионному страхованию

Статья 22.2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001
«Единый расчетный документ»
(введена Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ)

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

Статья 20.1 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001
«Учет средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии » (введена Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ)

Учет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии (начиная с расчетного периода 2014 года), осуществляется на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения.

п. п.13 п.2 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 "Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица «(введена Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ)

Для лиц с 1967 года рождения, которые заключили договор об ОПС и обратились с заявлением о переходе в НПФ либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании (ГУК) или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг ГУК, учитывается сумма страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления СВ по тарифу 10% тарифа СВ независимо от фактически уплаченной суммы СВ за застрахованное лицо (за исключением случая, если застрахованное лицо изменило вариант пенсионного обеспечения, отказавшись от финансирования накопительной части, направив на финансирование страховой части 16% индивидуальной части тарифа страхового взноса)

Статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996
«Ответственность органов и должностных лиц ПФР, страхователей и застрахованных лиц »
(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

За непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101
«О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2014г.»

Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренные в пункте 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с настоящим постановлением составляет в отношении каждого физического лица, сумму 62400 рублей нарастающим итогом с 1 января 2014 года.

С 2014 года на страхователей возложена обязанность проводить работы по специальной оценке условий.
Специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее 31.12.2018 года
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты оценки условий труда применяются при определении дополнительного тарифа для страховых взносов в ПФР.

Согласно п. п.2.1 Статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 (ред. закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) для плательщиков в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии:

подкласс условий труда:

  • 4 — 8% дополнительный тариф страхового взноса
  • 3.4 — 7%
  • 3.3 — 6%
  • 3.2 — 4%
  • 3.1 — 2%
  • 2 — 0%
  • 1 — 0%.

Для страхователей, не прошедших специальную оценку условий труда, тариф дополнительных страховых взносов установлен п.1 и п.2 ст.58.3

Eдиная форма отчетности в ПФР

В целях реализации законодательства об обязательном пенсионном страховании с учетом изменений, вступающих в силу с 2014 года, введена новая единая форма отчетности в ПФР «РАСЧЕТ по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» — форма РСВ-1.
Единая форма отчетности в ПФР представляется страхователями за отчетные периоды, начиная с 2014 года.

Вниманию  страхователей!

В условиях, когда в законодательство об обязательном пенсионном страховании с 2014 года внесены изменения, согласно которым на систему персонифицированного учета ПФР возлагается обязанность определения суммы страховых взносов на финансирование накопительной и страховой частей трудовой пенсии, ключевое значение приобретает факт представления своевременной и качественной отчетности страхователей.

В связи с этим органами ПФР предприняты дополнительные меры (организационного и технологического порядка), направленные на:

  • упрощение форм единой отчетности;
  •  обеспечение достоверности отчетности страхователей;
  •  создание комфортных условий для страхователей по подготовке и представлению отчетности в ПФР, в том числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Непредставление отчетности существенно нарушает пенсионные права граждан, включая потерянную материальную выгоду:

  • не осуществляется прирост расчетного пенсионного капитала за счет его индексации;
  • исключается возможность установления сумм выплат на финансирование накопительной части пенсии, что неизбежно ведет к потере инвестиционного дохода застрахованного лица.

Представление отчетности в ПФР — это законодательно установленная обязанность страхователей, за неисполнение которой применяются финансовые санкции.

Однако, мотивацией своевременного представления отчетности в ПФР должно служить не только избежание штрафных санкций, но и социальная ответственность перед государством и своими работниками.