Наша история

За последние 20 лет российская пенсионная система претерпела существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пенсионного страхования.

Принятый в 1990 году Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» ввел новый для нашего общества принцип финансирования выплаты пенсии — за счет специализированных внебюджетных средств, образующихся из страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и работающих граждан. В стране возникла совершенно иная система государственного пенсионного обеспечения.

 

Взамен финансирования выплаты пенсий из государственного бюджета по остаточному принципу стала складываться система западного типа, основанная на выплате пенсии за счет средств пенсионного страхования.

В рамках указанного Закона гражданин мог рассчитывать на пенсию в зависимости от размеров своего трудового стажа и среднего заработка. Однако размер пенсии ограничивался минимальным и максимальным размером. Повысить пенсию по Закону от 20.11.1990 до более реального уровня возможно было только указами Президента Российской Федерации, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии. Пенсия по своей сути превратилась в социальное пособие, назначаемое в связи с достижением пенсионного возраста.

Новый 113-ФЗ, принятый в 1997 году, должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную связь между зарплатой и размером пенсии. Вместо трех минимальных пенсий законодатель установил в качестве ограничителя размер средней заработной платы в стране, установленной для исчисления пенсии, и его отношение к зарплате пенсионера.

Данное отношение было первоначально установлено в размере 0,7, а в дальнейшем поэтапно было повышено до 1,2.

В стране происходил процесс старения населения, менялось в худшую сторону соотношение работающих и пенсионеров, что подрывало возможности действовавшей в ту пору распределительной пенсионной модели, пенсионную систему ждал тотальный кризис и переход к пенсионным пособиям.

К тому же распределительная модель не создавала стимулов работающим к формированию пенсионных накоплений, ибо практически не учитывала размер заработка и стаж у подавляющего большинства населения. Не стимулировала она и работодателя к полной и честной уплате взносов за своих работников. Все это привело к тому, что остро вставал вопрос о проведении реформы пенсионной системы.

Речь могла идти только о замене старой модели на новую, которая была бы свободна от недостатков предшественницы и позволила бы решить главную задачу — создать социальные гарантии обеспеченной старости, позволять регулярно повышать пенсии нынешним пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими.

Поэтому было решено, полностью выполнив обязательства перед пенсионерами по старому законодательству ввести с 2002 года в действие новое пенсионное законодательство.

 

Началом пенсионной реформы принято считать 1 января 2002 года, когда вступил в действие блок новых пенсионных законов:

Новое законодательство основано на страховых принципах, предусматривающих учет страховых взносов, уплаченных работодателями в пользу работника в бюджет Пенсионного фонда, которые составят основу для исчисления страховой части пенсии в виде накоплений пенсионного капитала.

С началом реформы — с 1 января 2002 года осуществлена конвертация пенсионных прав граждан. Она коснулась и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объем прав в рамках старой пенсионной модели, будет продолжать работу до достижения пенсионного возраста или после него. В результате конвертации пенсия ни одного из пенсионеров не уменьшилась. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввел новую структуру трудовой пенсии. Она стала состоять из базовой, страховой и накопительной части.

Предусмотрена индексация базовой и страховой частей пенсии, а также индексация обязательств перед работающими лицами, что дает возможность в момент, когда человек уходит на пенсию, получить не обесцененную сумму, а увеличенную пропорционально повышению размера выплачиваемых пенсий за соответствующий период.

 

В целях выполнения всех социальных обязательств перед нынешними и будущими пенсионерами с 1 января 2010 года вступили два федеральных закона направленных на дальнейшее совершенствование пенсионной системы — 212 —ФЗ и 213 —ФЗ.

В соответствии с ними проведена валоризация пенсионных прав граждан, произошла замена ЕСН страховыми взносами во внебюджетные фонды, минимальный размер пенсии, с учетом других социальных выплат стал на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, базовая часть пенсии была объединена со страховой и установлены новые правила индексации пенсии. Проведенные преобразования не являются новой реформой пенсионной системы. Речь идет о ее совершенствовании и развитии в интересах граждан с целью повышения пенсионного обеспечения.

В целях дальнейшего формирования сбалансированной и прозрачной пенсионной системы необходима реализация комплексных мероприятий, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации, которые позволят к 2032 году создать все необходимые условия для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка на уровне 40% при наличии 30-летнего стажа.

Начиная с 2015 года при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет повышаться на 6% за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин и уменьшаться на 3% за каждый год, недостающий до 9 лет. Это увеличит заинтересованность граждан к продолжению трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста и к более позднему установлению пенсии, что позволит значительно увеличить ее размер при назначении.

Подводя некоторые итоги реформирования пенсионной системы, можно отметить очень важный итог реформы — это то, что люди стали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом, негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.